Пишут
ТАРКОВСКИЙ: Роковой «Сталкер»
Публикация:Пошелюжин А.В. ТАРКОВСКИЙ: Роковой «Сталкер» // журн. «НЛО», №52 (523), 24 декабря 2007 г. – с.19
Андрей Арсеньевич Тарковский – один из самых знаменитых и гениальных режиссеров России. Он создал всего лишь 7 фильмов, но все они стали классикой мирового кино. Это был человек с уникальным виденьем мира и с непростой судьбой. Он умер 29 декабря 1986 года. На его надгробном камне написано: «Человеку, который увидел ангела».
Трудно недооценить вклад Тарковского в российский кинематограф – его знает весь мир, он получил престижные кинопремии. Однако раннее мировое признание оказалось не по душе советскому руководству – часть фильмов долго запрещалась к показу в СССР, под общим давлением режиссер был вынужден уехать из страны в 1982 г. и две последние картины снимать за рубежом. За границей ему жилось трудно – он был настоящим патриотом и очень мучился вдали от Родины. Помимо душевных мук его физическое здоровье оказалось подорвано. И в этом в немалой степени оказался «повинен» конкретный фильм режиссера – «Сталкер», снятый в 1979 г. Съемки проходили в непростых условиях – холодно, сыро, само место экологически было неблагоприятно. Немногие из съемочной группы остались живы: безвременно скончался Тарковский и его жена Лариса (второй режиссер), в огне погибла монтажер Л.Фейгинова, умерли кинооператоры Г.Рерберг и А.Княжинский, а также исполнители мужских ролей – А.Кайдановский, А.Солоницын, Н.Гринько. Скончался от рака и сценарист Аркадий Стругацкий, который часто бывал на съемочной площадке.
Невезение
«Сталкеру» не везло изначально. Для съемки фильма Тарковскому дали новейшую версию дефицитной пленки «Кодак». Но проявить ее не удалось. На «Мосфильме» не оказалось артезианской воды, необходимой для проявки такой пленки. Пленка пролежала 17 суток и потеряла свои качества. Весь материал оказался в браке. Тарковский, однако, объяснял это происками врагов – мол, пленку ему подменил один соперник-режиссер, поэтому ее проявляли не в том режиме. На просмотре бракованной пленки разразился скандал.
Невезений было много и на съемочной площадке. Неоднократно случались простои группы. Например, однажды в июне выпал снег и опала вся листва. Натуры для съемок больше не было и работу над фильмом хотели свернуть. Две недели простоя венчались общим пьянством. Был случай, когда пьяный администратор растоптал макеты скелетов, которые сам Тарковский четыре дня готовил для съемок. Пришлось все в спешке срочно переделывать, и кадр в итоге получился гораздо хуже.
«Ядовитые» съемки
Съемки проводились на реке Пилитэ под Таллином. Она была запружена полуразрушенными гидроэлектростанциями. Сверху по течению реки от того места, где снималась натура, располагался химический комбинат. Комбинат сбрасывал в реку яды, которые в виде пены плыли по воде – их можно видеть в фильме. У многих женщин в группе появилась на коже аллергия. Все члены группы киногруппы ощущали и вдыхали ядовитые испарения. Поэтому, видимо, и сам Тарковский, и его жена, и актер А.Солоницын умерли от одной болезни – рака бронхов. Потрясает в фильме предвиденье еще более мощной экологической катастрофы. В «Сталкере» один из персонажей говорит о ядерной бомбе в 4-м бункере. Именно на 4-м энергоблоке Чернобыльской АЭС спустя 10 лет произошла знаменитая катастрофа, которая потрясла весь мир. Впрочем, за прошедшие десять лет люди все позабыли, успокоились, и страх даже стал популяризироваться – не так давно история чернобыльской катастрофы легла в основу игры с названием… « STALKER »!
Необычное
Тарковский верил в чудеса. Он верил в Бога и хорошо знал Библию, используя ее тексты в своих фильмах. (В «Сталкер» тоже попал текст из Откровения Иоанна.) Он верил в НЛО и инопланетную жизнь, и даже утверждал, что видел НЛО у себя в имении. Благодаря тяге Тарковского ко всему необычному в съемочную группу попал Эдуард Наумов, популяризировавший в то время фильмы о паранормальных явлениях. Один из таких фильмов дал идею финала для «Сталкера», где ребенок силой мысли двигает стаканы по столу. На самом деле, конечно, стаканы двигал сам режиссер через веревочки.
Предчувствия Андрея Тарковского всегда сбывались. В одном из кадров фильма «Сталкер» мы видим календарный листочек с пророческой датой – 29. Именно 29 декабря 1986 года великий режиссер ушел из жизни.
Александр Пошелюжин