Основное меню:

Счетчики:

Яндекс цитирования

HotLog

Реклама:

фильм сталкер


Аркадий и Борис Стругацкие «Сталкер» — вариант киносценария (окончание)



15. Комната с телефоном

        Насквозь пропылённая комната, заставленная старинным мебельным хламом. У входа на стене висит обросший пылью телефон. Профессор, стащив со спины рюкзак, тяжело опускается в отвратительно скрипящее ободранное кресло под телефоном. Писатель с руками в карманах, присев на край замызганного стола, усмехаясь, наблюдает за Сталкером, который всячески суетится вокруг него — достает из полуразвалившегося комода бутылку, стакан, тщательно всё это протирает, откупоривает, наливает, предлагает...
        Сталкер. Ах, как всё хорошо получилось — просто чудо! Вы сядьте, сядьте поудобнее. Вон ещё одно кресло. Ничего, все мы перенервничали, но теперь всё позади... Выпейте, выпейте, пожалуйста, теперь можно... Прекрасный вы мой человек, как же я за вас рад! Сомневался, сомневался, каюсь, но вы такую проверку выдержали! Это же страшное место, самое страшное! У нас его зовут мясорубкой, но это хуже любой мясорубки! Сколько людей здесь погибло! И брат Дикобраза здесь погиб, синеглазый поэт... Такой был милый мальчишка, кто бы мог подумать! А у нас так прекрасно всё получилось! Это ведь не часто, ох как не часто бывает, чтобы все дошли и все вернулись...
        Писатель пьёт, глядит на него. Молчит, потом вдруг взрывается.
        Писатель. Да что вы всё юлите! Что вы суетитесь? Сядьте, смотреть на вас тошно!
        Сталкер послушно садится в углу. Улыбается сконфуженно и заискивающе.
        Писатель. Чёрт бы вас побрал с вашей болтовнёй! Рад он, видите ли, что всё хорошо получилось! Я, видите ли, ему прекрасный человек! Вы думаете, я не видел, как вы мне две длинные спички подсунули? Судьба! Зона! А сам жульничает, как последняя дешёвка...
        Сталкер. Нет-нет! Вы не понимаете...
        Писатель. Опять я не понимаю! Опять психологические бездны! (Профессору). Вы меня извините, Профессор, я ничего плохого не хочу о вас сказать, но вот этот поганый гриб почему-то именно вас выбрал своим любимчиком, а меня, как существо второго сорта, сунул, видите ли, в мясорубку! (Сталкеру). Да какое вы имеете право, сморчок поганый, выбирать, кому жить и кому умереть?
        Сталкер. Я ничего не выбираю, поверьте! Вы сами выбрали!
        Писатель. Что я сам выбрал? Одну длинную спичку из двух длинных?
        Сталкер. Спички — это пустяк, это результат! Вы сами выбрали ещё там, в зале, когда отказались идти, когда требовали жребия, когда позволили идти Профессору!
        Писатель. Ну, знаете!..
        Сталкер. Я никакая не судьба, я только рука судьбы! Я никогда никого не выбираю, я всегда боюсь ошибиться. Вы не можете себе представить, как это страшно... Но кто-то же должен идти первым!
        В этот момент гремит телефонный звонок. Все вздрагивают, испуганно глядят на телефон. Снова гремит звонок. Профессор и Писатель вопросительно смотрят на Сталкера. Тот явно не знает, что делать.
        Профессор поднимается и берёт трубку.

        ПроФессор Да!.. Нет, это не клиника. (Он вешает трубку, медлит несколько секунд и вдруг снова берёт трубку и набирает номер).
        Женский голос. Вас слушают.
        ПроФессор. Девятую лабораторию, пожалуйста.
        Женский голос. Одну минуту...
        Мужской голос. Слушаю.
        ПроФессор. Надеюсь, не помешал?
        Мужской голос. Что тебе надо?
        ПроФессор. Всего несколько слов. Вы спрятали, я нашёл. Старое здание, четвёртый бункер, справа под стеной. Ты меня слышишь?
        Мужской голос. Я немедленно сообщаю в корпус безопасности.
        ПроФессор. Можешь. Можешь сообщать, можешь писать на меня свои доносы, можешь натравливать на меня моих же сотрудников... Только поздно. Я уже здесь. Я уже в двух шагах. Ты меня слышишь?
        Мужской голос. Ты понимаешь, что это конец тебе как учёному?
        ПроФессор. Ну так радуйся!
        Мужской голос. Ты понимаешь, что будет? Ты понимаешь, что произойдёт, если ты осмелишься?
        ПроФессор. Только не надо меня пугать. Я всю жизнь чего-то боялся. Я даже тебя боялся. Но сейчас мне совсем не страшно! Уверяю тебя!
        Мужской голос. Боже мой! Ты ведь даже не Герострат... Ты... Тебе просто всегда хотелось мне нагадить, и теперь ты в восторге от того, что это тебе наконец удалось... Да ты вспомни, чёрт тебя подери, с чего всё началось! А сейчас ты думаешь только обо мне и о себе! А как же люди, о которых мы говорили? Как же миллионы и миллионы ничего не ведающих душ? Ладно, иди, иди! Совершай свою гнусность! Но я тебе всё-таки напомню. Ты — убийца. Новые поколения придут за нами, и каждое будет тебя проклинать за то, что ты уничтожил их надежды. Сейчас тебе наплевать, сейчас ты на коне... Не смей вешать трубку! Тюрьма — не самое страшное, что тебя ожидает. Ты сам себе никогда не простишь, и я знаю... да я просто вижу, как ты висишь над тюремной парашей на собственных подтяжках!..
        Профессор бросает трубку.
        Писатель. Что это вы там такое затеяли, а, Профессор?
        ПроФессор. А вы представляете себе, что будет, когда в эту комнату поверят все? И когда они все кинутся сюда... Ведь это только вопрос времени, не сегодня, так завтра... И не десятки — тысячи! Все эти несостоявшиеся императоры, великие инквизиторы, фюреры всех мастей. Все эти благодетели рода человеческого! И не за деньгами они сюда кинутся, не за вдохновеньем — мир переделывать!.. По своему отвратительному образу и подобию!
        Сталкер (торопливо). Нет-нет! Я таких сюда не беру! Я же понимаю!
        ПроФессор. Да что вы можете знать, смешной вы человек! Да и не один вы на свете сталкер! И не все сталкеры такие, как вы! И никто из сталкеров не знает, с чем сюда приходят и с чем отсюда уходят люди, которых они ведут... Вы же сами признались, что не знаете! А уровень мотивации преступлений падает! Из-за медяка могут зарезать человека! Может быть, это ваша работа? А военные перевороты, «гориллы» у власти, мафия в правительствах — может быть, это тоже ваши клиенты! Откуда вы можете это знать? Ослепляющие лазеры, чудовищные сверхбактёрии, вся эта угрюмая мерзость, запрятанная пока в бронированных сейфах...
        Писатель. Да прекратите вы эту социологическую истерику! Неужели вы сами способны поверить в эти сказки?
        ПроФессор. В страшные сказки я верю! В добрые — нет. А в страшные — сколько угодно!
        Писатель. Бросьте, бросьте! Что такое фюрер, в конце концов? Это же всего-навсего несостоявшийся живописец, да ещё импотент вдобавок... Неужели вы думаете, что, придя на терраску, он получил бы свое мировое господство? Чушь! Он получил бы прекрасную потенцию, ну и, может быть, умение малевать пейзажи лучше, чем у него получалось прежде... Не может быть у отдельного человека такой любви или такой ненависти, которые касались бы всего человечества! Хороший куш на бирже, женщина, ну месть какая-нибудь — начальника своего под машину загнать... Это ещё туда-сюда, а власть над миром! Справедливое общество! Царство божие на земле! — это ведь не желания, это слова, идеология, лозунги...
        Сталкер. Вот-вот! Правильно. Счастье — это очень личное. Не может быть счастья за счёт несчастья других...
        Писатель (не слушая). Вот я совершенно ясно вижу, что вы замыслили сокрушить человечество каким-то невообразимым благодеянием. Но я совершенно спокоен! Спокоен за вас, за себя и уж тем более за человечество. Ничего у вас не выйдет. Ну, в лучшем случае получите вы свою нобелевку, а скорее всего, и нобелевки вам не будет, а будет вам что-нибудь совсем уж несообразное, о чём вы вроде бы и думать-то не думаете... Это же закон жизни! Мечтаешь об одном, а получаешь совсем-совсем другое.
        Он замолкает, отдуваясь.
        Сталкер (робко). Может быть, пойдём на терраску? Скоро вечер, темно будет возвращаться...
        ПроФессор. Да, пора кончать это дело.



<<<14. Коридорчик | 16. Терраска >>>